nameresu (nameresu) wrote,
nameresu
nameresu

Category:

Огромный технический FAQ по фэтбайкам. На веломанию не влезает. Тут целее будет.

Написал этот FAQ, чтоб было куда посылать неофитов и интересующихся. Обсуждение технических нюансов и задавание вопросов в комментариях - категорически приветствуется. Этот FAQ не отвечает на вопросы "чем так крут фэтбайк", "зачем вообще нужен фэтбайк" и тп. Подразумевается, что раз уж вы сюда пришли - вы знаете, зачем оно вам надо.

ОСНОВНОЙ (в рунете) ТРЁП ПО ТЕМЕ ФЭТБАЙКА В РУНЕТЕ идет веломании, в специально созданном фэтбайк-подразделе!

Так же создано сообщество http://fatbikes.livejournal.com/
Расширенная и дополненная версия этого FAQ, разбитая по темам, находится опять же, на веломании. http://forum.velomania.ru/forumdisplay.php?f=124

По МНОГОЧИСЛЕННЫМ просьбам, ака ЗАЕБАЛИ, БЛДЖАД, впиливаю сюда короткий ответ на вопрос "ЧТО ТАКОЕ ФЭТБАЙК?"

Фэтбайк - это специальный велосипед, построенный вокруг колёс с толстой ( 26х3.8" ) и очень толстой ( 26х4.8" ) резиной, предназначенный для катания по снегу, песку, пляжам, замёрзшим рекам, озёрам, водохранилищам и прочим местам, где проехать на обычном велосипеде невозможно или очень сложно. Такая проходимость возможна благодаря огромному пятну контакта и крайне низкому давлению в колёсах, всё это позволяет ОЧЕНЬ сильно уменьшить давление на поверхность под колёсами велосипеда. Давление 10-11psi под 120 килограммовым мной - это давление для езды по асфальту до леса, например. Фэтбайк выглядит так:

DSC04070.JPG

А вот так выглядит говно (макет фэтбайка, годный только на медленную и печальную езду по асфальту и паркам):



Внимание! Решившись на сборку и катание на фэтбайке, вы автоматически становитесь объектом таких вот О_О взглядов окружающих, и объектом сотен однообразных вопросов типа "эт чё, от мотоцикла ? О_о", несмотря на то, что в 2019 году фэтбайков и макетов уже полно. Толстые колёса привлекают внимание, что поделать...



[Какие бывают фэтбайки и чем они отличаются?]
-----------------------------------------------------------------
Какие бывают фэтбайки и чем они отличаются?

В 2019 году фэтбайки бывают любые:
Хардтейлы
Двухподвесы
Грузовые
Гравити
Туристические
На 26" колёсах
На 27.5" колёсах
Оффсетные фэтбайки практически вымерли, Surly Moonlander снят с производства, Surly Pugsley таки продаётся, с оффсетной вилкой, специально для любителей.


[Что такое оффсет и зачем он нужен?]
-----------------------------------------------------------------
Что такое оффсет и зачем он нужен?

Оффсет рамы или вилки - это смещение перьев в правую сторону, на 17.5 или 28 миллиметров, таким образом, чтобы средняя точка оси втулки, установленной в эти перья, оказалась смещенной вправо относительно продольной оси рамы. Оффсет обода - это смещение дырочек под спицы на ободе вправо относительно центральной плоскости обода. Если такой оффсетный обод заспицевать абсолютно симметрично (чтобы зонты спиц были абсолютно одинаковыми) на стандартную дисковую заднюю втулку шириной 135 мм, и воткнуть в оффсетную раму, то центральная плоскость обода совпадет с продольной осью рамы, а правый конец втулки (тот, где барабан) будет выдвинут вправо и цепь не будет задевать за толстую покрышку. Оффсет нужен для того, чтобы использовать стандартные МТБ втулки шириной 135мм с ободами шириной до 100мм и резиной до 4.8 дюйма с сохранением полной функциональности обычной велосипедной трансмиссии. Он же позволяет использовать планетарные втулки.

Что лучше, оффсет или безоффсет - классический фэтбайк-холивар. Время показало - безоффсет.


[Преимущества оффсета]
-----------------------------------------------------------------
Преимущества оффсета

Главное преимущество оффсетной рамы - возможность использовать любые стандартные МТБ втулки. От самых дешевых аливио, до топовых DT 190 и планетарок, типа Alfine 8,11, Rohloff, NuVinci. Второе преимущество - взаимозаменяемость колёс. Они собираются на двух задних втулках, и легко меняются местами, если вдруг что-то стряслось с барабаном, например.
У Surly Moonlander, с его гигантским оффсетом в 28мм, тормоз и тормоной диск оказываются ВНУТРИ колеса и это тоже своего рода бонус - меньше засираются. Преимущества эти никуда не делись, но уже существует Rohloff под 170 и 190 хвост фэтбайка.


[Недостатки оффсета]
-----------------------------------------------------------------
Недостатки оффсета

Странный внешний вид велосипеда, "кривые" колёса, в которых ряд спиц идёт не по центру обода, не все из имеющихся моделей ободов доступны без переделки. НЕ КРИТИЧНЫМ недостатком является то, что оффсетные колеса менее жесткие и менее устойчивые, чем безоффсетные, потому что эффективная ширина обода (см определение ниже) получается больше на удвоенный размер оффсета. При этом куча народу продолжает кататься на Пагсли и Луноходах и в ус не дует. А ещё он вымер.


[Преимущества безоффсетных ( симметричных ) рам и колёс]
-----------------------------------------------------------------
Преимущества безоффсетных ( симметричных ) рам и колёс

Главное преимущество — мейнстрим. Фэтбайки сейчас не производит только ленивый, и абсолютное большинство имеет симметричный хвост и широкую заднюю втулку - 170 или 190мм, в зависимости от толщины резины. Более того, даже на более "узких" моделях, 3.8, сейчас часто используют 190 втулку, потому что так проще. Если сейчас вам захочется оффсетный фэтбайк, придётся заказывать тиановый кастом, покупать Surly Pugsley/Moonlander или Charge Cooker Maxi. И это всё.

Теория такова: "Жесткость, прочность, а главное - устойчивость безоффсетных колес связаны, в первую очередь, с таким параметром, как "эффективная ширина обода", которая у оффсетных колес получается больше на удвоенный размер оффсета. Например, эффективная ширина 65-миллиметрового обода, собранного с оффсетом 17.5, составит 65 + 17,5*2 = 100 мм, а эффективная ширина 80-миллиметрового обода с оффсетом 17.5 мм составит 115 мм - представляете, как будет "играть" выступающее левое крыло обода, шириной больше, чем крыло 100 мм обода в безоффсетном варианте. Следует заметить, что "эффективная ширина обода" вычисляется по размеру оффсета обода, а не рамы, в которой этот обод используется." у "прямого" колеса нагрузка идет равномерно на обе стороны обода.

Вторым преимуществом считается возможность собрать летний 29" вилсет, который будет очень жёстким и прочным, из-за широких втулок, и следующего из этого почти полного отсутствия зонтов.


[Недостатки безоффсета]
-----------------------------------------------------------------
Недостатки безоффсета

1.Колёса не взаимозаменяемы. Актуально в путешествиях и долгих поездках в экстремальных условиях. Ну и просто на сильном морозе, когда барабан может заклинить от холода.
2.Больше нету недостатков, любые втулки, оси, эксцентрики, какие хотите.



[Какие запчасти мне НЕОБХОДИМО купить для сборки фэтбайка?]
-----------------------------------------------------------------
Это список железок, без которых вам вообще не построить фэтбайк!

1. Рама и вилка, ака фреймсет.
2. обода, шириной от 65 до 100мм
3. покрышки, шириной от 3.8 до 4.8 дюйма.
4. каретка под стакан шириной 100мм, стандарта ISIS, Howitzer или квадрат. И купить/достать из чулана/снять с другого велосипеда шатуны для неё.
5. ИЛИ систему с интегрированным валом под стакан 100мм и каретку к ней. Таких систем аж целых четыре теперь вагон и маленькая тележка.
6. для рамы Surly Moonlander НЕОБХОДИМА система Surly MWOD for Moonlander или Surly O.D. for Moonlander (системы существуют в вариантах которые не подходят для лунохода)
7. для всех безоффсетных рам и фреймсетов НЕОБХОДИМА задняя втулка с OLD 170, 190 или 197мм или, если есть желание поколхозить, 165мм. Так же необходима передняя втулка с OLD 135mm или задняя односкоростная втулка с OLD 135мм. Или передняя втулка под ось 150х15мм (общепринятый стандарт сейчас, эксцентрики почти вымерли).
8. по хорошему необходима группа компонентов с кассетой 11-52, и задним переключателем способным с такой кассетой работать. И narrow-wide звезда вперёд, чтобы цепь не слетала.


[Технические нюансы фэтбайков]
-----------------------------------------------------------------
Эта секция о неочевидных вещах и факапах, которые могут произойти

1. Фреймсеты Pugsley, Moonlander, Mukluk, 9:zero:7 - используют два задних тормоза. То есть вам нужно два задних тормозных адаптера IS-PM. Скорее всего они вам не попадутся. Современные рамы - 150х15 спереди, и 197х12 сзади, адаптеры у них обычные - передний вперёд, задний назад.
2. Некоторые безоффсетные вилки сделаны под использование специальной 135мм передней втулки, они используют передний тормозной адаптер. Внимательно читайте описание. Или не заморачивайтесь, и юзайте 150х15.
3. Ободная лента выпирает сквозь дырки в ободах фэтбайка не только для красоты. Это выпирание предотвращает прокручивание камеры внутри покрышки, которое является проблемой при использовании ободов с гладкой внутренней стенкой. В основном ободная лента теперь выпирает просто так, от давления воздуха, т.к теперь ездят без камер, и дырки остались только в ободах Alexrims Blizzerk и Sunringle Mulefut. В основном все перешли на карбон, китайский и брендовый, так проще.
4. Почти все безоффсетные фэтбайков имеет разнообразные косяки, связанные с задеванием цепью покрышки на самых низких передачах. И об этом честно написано, например, в блоге Salsa. И имеют до сих пор, но в принципе эту проблему решили. 1х системы, две разных ширины каретки и так далее. Без переднего переключателя жить стало сильно проще.
5. Оффсетные колёса следует собирать аккуратно, можно случайно сложить обод.
6. Втулки и каретка с внешними чашками от Surly, до 2012 модельного года включительно - говно. Избегайте. В 2013 вроде обновили всё на более живучие подшипники. А в 2019 кареток хулиард. Есть и пресс-фит, и внешние чашки и что угодно.
7. Для систем с интегрированной осью можно использовать любые чашки по вкусу, а проставку между ними можно сколхозить из шланга. Или просто пойти в магазин и купить широкую каретку, их теперь много.
8. Не имеет смысла собирать колёса фэтбайка на лёгких спицах, в масштабах фэта разница между чемпионами и sapim cx-ray несущественна. Хотите скинуть вес - покупайте лёгкие обода (китайкарбон), лёгкую резину и не используйте камеры. Наглядная табличка с весами http://clip2net.com/s/2jkRF
8. А еще нужно прочитать секции про колхоз и экономию.


[Как сэкономить при сборке фэтбайка?]
-----------------------------------------------------------------
Как сэкономить при сборке фэтбайка?

0.сильно сэкономить не выйдет, рассчитывайте тысяч на 40 минимум ( самый самый бомж-вариант с учётом что у вас есть половина железа )
1.собирать на раме Sarma Foka
2.использовать максимум запчастей из чулана и с других велосипедов
3.собирать колёса самостоятельно и на самых простых спицах, дорогие не имеют смысла на фэте.
4.купить обода alexrims
6.не гнушаться б/у. Для зимней эксплуатации б/у шатуны ничем не хуже новых. Шатуны под isis и квадрат можно найти буквально за копейки, я покупал и за 300 рублей. Возможно, имеет смысл поставить крутую недешевую каретку под квадрат, типа Phil Wood, просто чтобы она ходила 100500 тысяч км без замены. Но это однозначно не вариант для дешевой сборки "на попробовать".
7.читать раздел этого FAQ про колхоз.
8.Не заниматься самосбором, а пойти в триал-спорт за Mongoose или Norco. Или в барахолку веломании за теми же брендами. Можно поискать Sinbao или On One Fatty, один такой зимой продавали за 15000р. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не покупать псевдофэтбайк помойки с авито, это не едет.
9.Купить суповой набор IceBreaker Norman или Ino


[Где покупать фэтбайки и их запчасти?]
-----------------------------------------------------------------
Где покупать фэтбайки и их запчасти?

0. ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОКУПКЕ ГОТОВОГО ЦЕЛОГО ФЭТБАЙКА НА BIKEMAN.COM за авторством hdablin
1.В РФ готовый фэтбайк можно купить везде. Есть даже отечественный производитель карбоновых и алюминиевых фэтбайков и их компонентов, Sarma Bikes, который живёт по адресу bikesgate.ru. На авито и просто в сети можно найти китайские велосипеды Sinbao, они же Framed Minnesota. Trial-sport.ru предлагает Norco, Mongoose и Сannondale, а дилеры Specialized возят Fatboy. Фэтбайки сейчас есть у всех производителей и у всех местных дилеров этих производителей.

2.Всю продукцию Surly покупаем в немецких магазинах - bike-components.de и hibike.com. На самом деле нет, потому что снизился беспошлинный лимит, а сами Surly подорожали. Лучше покупаем китай-карбон.
3.Американский магазин bikeman.com. Пожалуй, единственный магазин в США, в котором цены на продукцию QBP (а это Surly, Salsa, 45North, Problem Solvers и еще тонна) бывают ниже RRP. Но он слабоактуален сейчас.
4.Немецкий магазин classic-cycle.de. Там много занятных железок, но он уже не актуален, пусть там кастомайзеры из растабайка затариваются.
5.http://thepathbikeshop.com/, там бывают вкусные цены на рамы, резину и прочие компоненты. Писать нужно на мыло tani@thepathbikeshop.com Brian Blair. Конечно, на английском.
6.Следует избегать американских магазинов fatbikes.com и americancycle.com. Первые - раздолбаи и тормоза. В субботу заказал обода, они на это не обратили внимание, продали ( похоже в розницу ) всё что было, в понедельник отписали, что мол извините, мы всё продали в выхи, не обновили сайт. Сказал им - отменить заказ, так они дня четыре не могли отклонить paypal транзакцию. Второй магаз, americancycle.com, славен упоротым хозяином, Джо, который отправляет железки как ему вздумается. Там можно заказать фэт шебы по 35 долларов штука, но их легко могут отправить самой дорогой из возможных доставок, баксов за 100-150.
7. Опять же, теперь всё продаётся везде, где хочешь, на том же Chainreactioncycles теперь есть втулки и обода для фэтбайков.
8. Отечественные магазины https://fatbiker.ru/, sportresort.ru, bikesgate.ru


[Насколько живучи стальные рамы ? А то коррозия и тп...]
-----------------------------------------------------------------
Насколько стойки к коррозии стальные рамы фэтбайков?

Отвечает macsimka, один из первых владельцев Surly Pugsley в РФ, использующий его по назначению и зимой и летом в весьма суровых (озеро Байкал и окрестности) условиях с 2009 года.:
"Специально проверял свою раму на этот счет и убедился, что та страшная ржавчина, которую я выкладывал на фотографии несколько страниц назад - http://f2.foto.rambler.ru/original/505a5d1f-5176-be7d-07af-e8f256dc538d/DSCN4062_2.jpg , носит лишь косметический характер. Все эти грандиозные кристаллы моментально удаляются тряпочкой, смоченной в LM-40. Я думаю, что этот микроскопический слой может очень здорово испортить эстетическое восприятие, но навряд-ли влияет на прочность. Учитывая, что 99% времени мой велосипед выглядит очень неприлично, потому что залеплен грязью, я и о ржавчине не сильно беспокоюсь. Наступит время, и я сделаю своему Пагсли достойную обработку - очищу и перекрашу, а пока... кататься-кататься-кататься"
Конечно же, не помешают обычные меры предосторожности, типа резинки на подседельный хомут и обработки рамы перед сборкой антикороззийкой.
P.S. из 2019 года: Pugsley таки ушатываются, в Москве таки сломали парочку, не знаю как. В целом пункт не актуален, потому что алюминий, карбон и даже титан (от "Рапида") теперь дешевле стали.


[А что тут можно заколхозить?]
-----------------------------------------------------------------
А что тут можно заколхозить?

1.Замена системы MWOD на Surly Moonlander. У лунохода очень широкие перья, и именно по этой причине необходима специальная система. Любая другая будет цеплять шатунами. Это можно обойти. Необходимы шатуны ISIS, желательно б/у, люфтящие и каретка Truvativ Howitzer. Прикручиеваем с хорошим рычагом - и шатуны сели. После первичной усадки они без проблем выжимаются и ставятся заново. И не люфтят.
2.Задние односкоростные втулки 135х10 в качестве передних. Часто попадаются на распродажах, стоят дешевле специальных передних 135мм втулок и тд. Еще имеет смысл взглянуть на глухие втулки для триала, но товарищи с MTBR рекомендуют использовать их только летом - грязезащиты никакой. (Из 2019 - ненужный колхоз, другие втулки и выбор сейчас большой)
5.Определённое отношение к "колхозу" имеют так называемые недофэты, но им посвящён отдельный раздел в конце статьи.
6.Колхозным же образом делаются крылья для фэтбайков - берётся какая-нибудь модель 28" крыльев (тупо дешевый SKS PET за 400-600р), разрезается вдоль и расставляется на нужную ширину листом...эээ...чего нибудь морозостойкого.


[Основные фэтбайки, рамы и их особенности]
-----------------------------------------------------------------
Основные фэтбайки, рамы и их особенности

1. Surly Pugsley. Классика. Оффсетный ( 17мм ) перед и зад. Под две обычных задних втулки 135х10. Максимальный рекомендованный размер обода - 80мм. Резины - 4 дюйма. До 12го года передний переклюк - e-type. С 13го - shimano direct mount. В 2019 году - только для истинных ценителей. Если мне память не изменяет, теперь продаётся только комплитом в США.
2. Norco Bigfoot - один из самых народных фэтбайков в России, просто благодаря цене и широкой доступности через Trial Sport.
3. Surly Moonlander. Первый фэт под резину 4.8 дюйма. До 2012 года включительно - прямая вилка и оффсет, с 13го года - взаимозаменяемые колёса, как на Pugsley. НЕОБХОДИМО использование системы Surly MWOD! Да, втулки стандартные, 135х10, а переклюк - direct mount. Вымер совсем, снят с производства, разве что б/у попадётся.
4. On-One Fatty. Второй народный фэтбайк. Они продавались около года и суповой набор из рамы с вилкой и колёс был ОЧЕНЬ выгодной покупкой. Владельцы иногда продают их. Сейчас его купить нельзя, потому что on-one сменил почтового оператора и теперь не доставляет в РФ. Идиоты - было море заказов.
5. Рамы 9:zero:7. Продаются в виде рам, вилка стоит отдельных денег. Бывают как оффсетные, так и прямые. Голые рамы стоят дороже, чем фреймсеты Surly и Salsa. Причины не ясны. Продаются только в магазине производителя - fatbikes.com. Интерес представляет только свежая модификация с дропаутами слайдерами и разъёмным пером, так как позволяет воткнуть планетарку с ременным приводом. Фирма расположена на Аляске, типа родине фэтбайкинга, это считается труЪ.
6. Mongoose Argus - второй народный фэтбайк из триал-спорта.
7. Ino Fatbike - продаётся суповым набором и готовым велосипедом, тоже "народный". В него смогли втиснуть SnowShoe 2XL 5.05 покрышки.
8. Fatback - упомянут для галочки. Считается чуть ли не самым первым фэтбайк производителем. Смыла к покупке - 0. Безоффсет. Ценник адский.
9. Canyon Dude - весьма популярный сейчас фэтбайк от немецкого бренда. Часто встречается бу и у местных перепродавцов.
10. Sarma Bikes - нельзя не упомянуть единственного российского производителя, который предлагает фэтбайки собственного производства, алюминиевые, карбоновые, а так же разнообразные компоненты - карбоновые и алюминиевые обода, с которых всё и началось, системы и покрышки.
11. Icebreaker Norman - продаётся суповым набором, в который нужно добавить только "палки", или палки+трансмиссию.
12. Тысячи их теперь
13. Разнообразные китайские карбоновые изделия.



[Обода для фэтбайков]
-----------------------------------------------------------------
Обода для фэтбайков

Ниже перечислено прилично ободов, но по факту вы будете выбирать между alexrims, mulefut, lightbicycle и Nextie, и всё будет зависеть от бюджета. Если вам нужен максимально универсальный фэтбайк - смотрим на обода шириной 80мм. Если же максимально проходимый, или максимально зимний - то обода 100мм. Информация об ободах Surly, Weinmann и Robsson является справочной, в 2019 году они все не упёрлись.


Surly Large Marge - двойные, очень дорогие, шириной 65мм и в 2012 году - уже совершенно бессмысленные. Вообще. Бывают прямые и оффсетные под пагс. Сняты с производства.
Surly Marge Lite - "вейтвинерский" вариант марджа. Любим буржуями для сборки "летних" колёс для фэтов. Смысла так же мало. Универсален, ибо имеет два ряда по 32 дырки. Оффсет спицуется в 1 ряд, прямые колеса - в два ряда через спицу. Одинарный.
Surly Rolling Darryl ( дэррил, даррил ) - дорогой, но оптимальный, для обычных фэтов, обод. 80мм. Одностенный, дриленый, 2 ряда по 32 дырки. Оффсет спицуется в 1 ряд, прямые колеса - в два ряда через спицу. Не нужен, есть куча альтернатив дешевле и легче.
Surly Clownshoe (клоунтапок или просто тапок) - де факто стандартный 100мм обод для фэтбайков. Всё те же 64 дыры. Одностенный, дриленый. Даже 907, которые производят свой 100мм обод, почему то использовали на интербайке Surly Clownshoe.
[weinmann] DHL80, он же US Chopper (вейнман, дхл, юс чоппер) - 36 дыр. 80мм. Прямой. Двойной. 37.7 евро. Бывает хромированным, на 15 евро дороже. Минусы - только прямой, только 36 дыр, тяжелый.
[weinmann] DHL100, он же US Chopper - 36 дыр. 100мм. Прямой. Двойной. 37.7 евро. Бывает хромированным, на 15 евро дороже. Минусы - только прямой, только 36 дыр, тяжелый
Robsson 80mm, 100мм, он же просто какой-то китаец, он же 9:zero:7 Flat Top, и ещё миллион названий - одностенный обод, с дырками или без, отличается низкой ценой и умеренным весом. Хороший бюджетный вариант.
Sarma Naran, 80mm, 100mm, первые отечественные бескамерные карбоновые обода. Двойные и прочные, так как специально проектировались для жесткого использования.
Light-bicycle, Nextie - живут на одноимённых сайтах, представляют собой китайкарбоновые обода, которые и нужно покупать из-за отличного соотношения цена-качество-вес, а так же конической формы, с которой слетает снег. Наиболее популярные модели - Nextie Xiphias и Nextie Wild Dragon 2.
Alexrims Blizzerk - самый дешёвый бескамерный фэтбайк-обод
Sunringle Mulefut - фэтбайк обод подороже, первый массовый бескамерный фэтбайк-обод



[Резина фэтбайков]
-----------------------------------------------------------------
Резина фэтбайков

Surly Larry - 3.8 дюйма, самая универсальная резина по совокупности параметров. 27, 120 tpi и ultralight версия. На самом деле в 2015 никому не нужен :)
Surly Big Fat Larry - 4.5 дюйма. Большой жирный ларри. 27, 120 tpi и ultralight версия. Актуально.
Surly Nate - 3.8 дюйма, сильно зубастая покрышка для держака и гребли. Зимой не нужна. 27, 120 tpi и ultralight версия. Есть куча альтернатив.
Surly Lou + Bud - 4.8 дюйма. ОЧЕНЬ большая, ОЧЕНЬ злая резина для лунохода и самых адских условий. Lou, задняя - для гребучести, Bud, передняя - для рулёжки. 120tpi. Первые испытания показали, что без проблем эти покрышки влезают только в раму Moonlander.
45 North Husker Du - 4 дюйма, 27 и 120 tpi. Очень хвалимая резина. Лёгкая. Альтернатива ларри. Пишут, что прям ну оочень хороша везде.
45 North Dillinger и Dillinger 5 120 tpi, 1245 грамм, и это с шипами!!! Дорого и круто.
Origin 8 Devist-8er - самая дешевая фэтбайк резина, 27 и 120 tpi, 50 баксов в дешевом варианте. Самая тяжелая. По отзывам - конкурент ларри в плане универсальности. Отличный вариант, учитывая ценник. Периодически всплывает на bikeman.com и ebay. Фиг купишь теперь. Да и не нужна она, со своими 2 кг массы.
On-One Floater - отличная злая резина, которую теперь не купить из-за отсутствия доставки в Россию с сайта on-one.
Vee Rubber Mission - 4 дюйма, почти 1.9 кило, но в отличие от девастатора выше - хлам.
Maxxis Mammoth 3.8 - отличная катящая универсальная резина, имеет ярко выраженную центральную дорожку. Иногда продаётся в Веломире.
Kenda Juggernaut - хорошая универсальная резина, злее максиса, можно купить в Sportresort.ru
ChaoYang Cruiser 4.9 - неплохая жирная покрышка, маломерка, встаёт в любые рамы, никаким 4.9 там и не пахнет. Реальный размер - где-то 4.3 дюйма в лучшем случае. Хороший вариант на зиму для Pugsley, если хочется объёма.
Schwalbe Jumbo Jim - очень лёгкая резина в двух размерах, 4.7 и 4. Первые владельцы хвалят, вроде катит, держит, не подруливает.
Vee Rubber Speedster - слик для фэта. Превращает велосипед в ракету, но по неровным тропинкам ездить просто страшно - покрышка дико подруливает.
Камеры Surly - на бк замечены в двух вариантах, с толщиной стенки 1.4 и 1мм. Большие и очень тяжелые - "лёгкий" вариант весит 450 грамм.
Камеры Schwalbe 13D, даунхилльные. Подойдут для 3.8-4 резины. Всего на 100 грамм легче, чем surly, смысла мало.
Камеры Schwalbe 13F, фрирайдные. ОЧЕНЬ лёгкие, 185 грамм. Подойдут для 3.8 резины. Но я бы не стал обувать их зимой в дальнюю дорогу. Ну, или обул бы, но кинул в рюкзак пару Surly.
Камеры Maxxis DH имеют смысл, когда БЫСТРО, РЕШИТЕЛЬНО и ВНЕЗАПНО нужна камера. Ибо весят, как Surly.


[Сравнительный тест трёх популярных покрышек]
-----------------------------------------------------------------
Оригинал поста.

Недавно провели тут очень интересный драйв-тест разных покрышек. Прокатили большой маршрут в местах, изобилующих техническими участками и со снежным покрытием самой различной толщины - от классической малоснежки, до вполне приличных сугробов. Трек маршрута - http://www.gpslib.ru/tracks/info/29682/Kaya---Olha-%284-noyabrya-2012%29.html . Общая протяженность маршрута 44 км, время в пути - 4 часа 30 минут, суммарное время остановок 1 час 15 минут. Полная галлерея с фотографиями - http://foto.rambler.ru/users/mab70/albums/55195353/ Проверяли три типа покрышек, которые стояли попарно на переднем и на заднем колесе.

Surly Endomorph 26x3.7"

Прежде всего, хочу категорично заявить, что Эндоморфы мне нравятся все больше и больше, даже не смотря на то, что во время проведения драйв-теста был участок, на котором они меня чудовищно подвели. Но факт остается фактом! По сугробам они едут на порядок лучше любых других - легче, проходимее, предсказуемее. Боковые грунтозацепы работают на 5+, оставляя позади по этому параметру Ларрики с их слишком эластичным и редким протектором. Благодаря все тем же частым и жестким грунтозацепам и эластичной деформации в средней части, они вели себя очень предсказуемо на болотных кочках, нагромождениях корней и сучьев, присыпанных слоем снега. Самое главное - никаких проблем с проворачиванием камер Мои подозрения оправдались полностью - одной из важных причин, приводящих к повреждению внутренней полости покрышки и "гулянию" камеры внутри нее, является излишне агрессивный протектор, использование которого в сочетании со сверхнизкими давлениями, на мой взгляд, очень неудачное компромиссное решение. Самым сложным участком для Эндоморфов оказался отрезок лесовозной дороги с глубокими развороченными снежными колеями. Собственно, ничего удивительного - все тот же классический боковой снос. Мои Эндоморфы проверялись на 65 мм ободах в диапазоне давлений от 6 до 8 PSI на переднем колесе и от 8 до 10 PSI - на заднем.

Surly Larry 3.8"


В прошлую субботу это был, пожалуй, самый неудачный вариант. Ход по снегу тяжелее, чем у Эндоморфов. Менее предсказуемое поведение, чем у Эндоморфов, на "кривых" участках, хотя стоит отметить, что на болотных кочках, присыпанных снегом они были все-таки поустойчивее, чем Эндоморфы и даже Ориджины. Особенно поразило мое воображение, что на особо развороченных колеях Ларрики со своим "сопливым" протектором не давали преимущества даже перед практически "лысыми" Эндоморфами и срывались с крутых и скользких скатов там, где более частый боковой ряд Эндоморфов умудрялся кое-как цепляться. Зато Ларрики "отыгрались" на колеях, накатанных по относительно ровному покрытию. Их способностям держать на больших скоростях прямую или плавную траекторию не было границ Казалось, что лететь по скользкому снежному следу протектора, оставленного автомобилем на крутом склоне скошенного поля можно вообще не держась за руль. По-видимому, центральная дорожка и продольный рисунок во-многом определили это свойство. Покрышки стояли на ободах Fat Sheba 82 мм и проверялись при давлении 8 PSI в переднем и заднем колесах.

Origin8 Devist8er 26х4.0"

Не смотря на мою запоздалую любовь к Эндоморфам, эта покрышка потрясла мое воображение. Можно по праву сказать, что этот вариант покрышки можно считать победителем проведенного драйв-теста. Поведение этой покрышки в самых разнообразных условиях можно охарактеризовать прежде всего, как универсальное. Они прекрасно справлялись с "кривыми" участками на корнях, сучьях и болотных кочках, несколько грузно и менее предсказуемо, чем Эндоморфы, но все же уверенно, ехали по сугробам. Единственные из всех гребли в горку, как настоящие МТБ покрышки. Но лучше всего проявили себя на развороченных лесовозных колеях. Казалось, что понятия "боковой снос" для них вообще не существует. Счастливый обладатель покрышек Макс (tma) парил на своем МакЛаке по этой чудовищной ране, нанесенной многострадальной земле человеческой жадностью, как ангел-хранитель этой самой земли, умудряясь проехать двумя колесами по скату, имеющему практически отвесную крутизну Я могу припомнить только одно место, где я мог хоть чуть-чуть порадоваться за свои Эндоморфы на фоне Ориджинов - это абсолютно ровный снежный накат на подъездах к самому Иркутску, где превосходство гладких и легких покрышек в легкости хода не оставляло сомнений, но на том участке я бы проехал даже на шоссейных клинчерах, а Ориджины в проволочной версии весом почти 2 кг с их довольно выраженным протектором были хороши уже и тем, что позволяли Максу лениво поддерживать средний темп 16-18 км/час после 6 часов изнурительной езды по болотам, сугробам и лесовозным дорогам. Его Ориджины стояли на ободах Фат Шеба. Насчет давления я не в курсе, но могу сказать, что Макс был самым легким райдером нашего теста.


[Системы для фэтбайков]
-----------------------------------------------------------------
Системы

1. Surly Mr.Whirly - D & G, Dорого & Gлупо. Ценник на родную систему от Surly начисто оторван от реальности, несмотря на модульную конструкцию и возможность переделки во что угодно.(за дополнительные деньги, конечно же!) Единственный, пожалуй, плюс - BCD 54/94, а значит - возможность поставить ну очень маленькие передние звёзды, типа 20-30. Есть и другие шатуны с таким BCD, но только сабж производится по сей день.
2. Surly Mr.Whirly Offset Double - еще дороже, но это пока единственный вариант для лунохода, который есть в продаже. Существует в варианте с более короткой осью, для других моделей фэтбайков, например Pugsley.
3. Звёзды Surly MWOD - предназначены для переделки обычного Mr.Whirly в луноходный. Так же необходима удлинённая ось.
4. E Thirteen XCX+ Triple Crankset - имеет смысл при постройке лёгкого фэта. Есть на чейне. НУ ОЧЕНЬ положительный отзыв владельца. Тут, в РФ.
5. Race Face Atlas под интеграшку. Брать от безрыбья или от фетишизма. Ну, или от большой любви к интеграшкам.
6. ВСЕ мтб шатуны и системы, совместимые с каретками ISIS, Howitzer и под квадрат
8. Новинка, только сегодня обнаруженная на сайте Surly - система Surly O.D. С интегрированной пустотелой осью, а ля шимано и прочие. Цена неизвестна. Будет выпускаться в трёх вариантах, с разной длиной оси под три рамы - Krampus, Pugsley и Moonlander. Надеюсь, вняли мольбам о дешевой не запредельно дорогой системе на луноход.
7. Surly MWOD самосбор. Есть способ немного обмануть surly, скупив всё что надо по частям. Нам нужны шатуны, без паука, ось и комплект звёзд. В качестве каретки подойдут две любых чашки от интеграшки шимано, рф, хоуп или фса. Да, в комплект готового MWOD входят еще башринг с кареткой, но башринг нам особо не нужен, можно поставить любой, а каретки surly - хлам. Так что, купив ТОЛЬКО необходимое - мы экономим. Самую малость.
1348337399- clip- 29kb.


[Особенности посадки на фэтбайке.]
-----------------------------------------------------------------
Особенности посадки на фэтбайке.

Низкая посадка для фатбайка - это "маст хэв"! Потому что для езды по сыпучим покрытиям на низком давлении необходима более-менее равномерная загрузка обоих колес. Если сидеть откинувшись в прямой посадке, как на чоппере, то заднее колесо будет сильно проваливаться и покрышка на нем будет сильно подворачиваться, создавая эффект "виляния". Так что - никакой высокой и вертикальной посадки, руль должен быть ниже, или хотя бы на равне с седлом... Как вам будет удобно и позволит поясница, лишь бы весь вес не приходился на задницу. Сюда же, к особенностям посадки, стоит отнести НЕОБХОДИМОСТЬ использования широкого руля. Чем больше ваш рост - тем шире нужен руль. Я бы сказал - 680мм - это минимально приемлимая ширина. Один мой знакомый ( привет loomorh ) собрал фэт с рулём 580, ему пока что нормально, но он об этом еще пожалеет зимой, о чём я ему сразу и сказал.


[Особенности трансмиссии фэтбайка.]
-----------------------------------------------------------------
Особенности трансмисси фэтбайка

1. забудьте про большие звёзды вообще и про третью звёзду - в частности.
2. рокринг, он же башринг - желателен.
3. 36Т спереди - вам хватит за глаза и за уши, даже в гонках, даже если вы мега лось и трековик спринтер с многолетним стажем...
4. одним из самых правильных вариантов шатунов для фэта является пятилапка с олдскульным BCD 54/94 - это позволит поставить звезду на 20 зубов. Дорого и просто - Surly Mr.Whirly (MWOD), middleburn. Недорого - мониторим ebay.
5. кассеты - 11-34, без вариантов. Или даже 11-36. Наиболее экстремальный вариант - 20-30 спереди и 11-36 сзади. Особые извращенцы фетишисты могут поставить назад Sram XX1 и получить невероятные 20-40, для езды по вертикальным стенам.
6. цепи используют обычные, но американская контора 45 North производит особые, фэтбайк цепи. Информации об их преимуществах в использовании я пока не находил.
7. так как трансмиссией фэтбайка является 2х8, 2х9 или 2х10, логичным и правильным будет использовать задний переключатель со средней лапкой. Учитывая невероятную проходимость - чем короче лапа, тем лучше.
8. большинство фэтбайков в 2012 году используют передний переключатель стандарта Shimano Direct Mount, через прилагаемый к фреймсету адаптер. Surly Pugsley до 2012 года включительно используют передний переключатель стандарта Shimano E-type. Рекомендуется SLX 665, как обладающий самой компактной рамкой. Так же известен случай успешного использования переключателя Saint , под звёзды 22-36 и каретку 83мм, на раме Salsa Mukluk. Не знаю зачем - переключатели Direct Mount на bike-сomponents.de стоят копейки.
9. про планетарки - отдельным пунктом


[Фэтбайк и планетарные втулки]
-----------------------------------------------------------------
Фэтбайк и планетарные втулки

Из-за условий эксплуатации фэтбайков - планетарные втулки на них прямо таки просятся. Ведь получается полностью закрытая, пыле-влаго-говно-снего защищённая трансмиссия, из которой, к тому же, ничего не торчит. Еще и цепь можно закрыть чехлом или щитками. И много всего еще. Но есть нюансы.

1.Планетарку можно поставить только в оффсетные рамы - Surly Pugsley, Surly Moonlander, 9:ZERO:7 Aluminum 135mm Offset Frame (понадобится натяжитель) и 9:ZERO:7 135mm Sliding Rear Dropout Frame и грядующую раму Origin 8 Crawler, которая засветилась еще в 2011 году, но материализуется только в 2013.
2.У планетарок есть такой параметр, как минимальное рекомендуемое передаточное отношение прямой передачи. Т.е минимальная ведущая и максимальная ведомая звёзды. И этого отношения, при использовании 8 скоростных alfine и nexus, МЯГКО ГОВОРЯ - не хватает. По этой причине люди плюют на инструкции и ставят чуть ли не прямые передачи, типа 22-22. Что, кстати, приводит к разны косякам с чейнлайном. Несмотря на ужасы, обещанные шиманой всем, кто использует супер низкие прямые передачи, Alfine 8 вроде бы еще никто не сломал. НО Я ВАС ПРЕДУПРЕДИЛ!
3.По деньгам и передаточному числу оптимальным является комплект alfine 11 с bike-components.de. По крайней мере не придётся экстремалить с 22-22. Неочевидным плюсом является возможность сэкономить при сборке лунохода, см секцию про колхоз.
4.А можно плюнуть и поставить дорогой, но неубиваемый Rohloff. У него передаточного отношения хватает с огромным запасом. И он изначально предназначен для жести.
5.При использовании планетарок в мороз возможно замерзание смазки. Этот пункт будет дополнен позже.


FAQ регулярно обновляется и дополняется. Последнее добавление - 7 июня 2015.
Tags: faq, fatbike, fatty, mukluk, on-one, salsa, surly, велосипедное, фэтбайк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →